КИПУЧАЯ, МОГУЧАЯ...
Первая харинама в Москве состоялась где-то году в 1976-м, а провел ее Притху Прабху в Шереметьевском аэропорту при перелете в Индию. Приземлившись в Москве, он позвонил Ананте Шанти Прабху и попросил его привезти в аэропорт какой-нибудь музыкальный инструмент. Ананта Шанти Прабху привез... балалайку! Играя на ней (когда успел научиться, непонятно) Притху Прабху запел «Харе Кришна» на мотив известной руской песни «Полюшко — поле». На это пение незамедлительно проявился сотрудник КГБ и попросил прекратить пение, аргументируя свое требование тем, что, якобы, это пение является... религиозной пропагандой. На что Притху Прабху пояснил представителю власти, что на самом деле он исполняет прекрасную русскую песню в переводе на бенгали. И, пожав плечами, «человек в штатском» не стал настаивать на запрете и удалился восвояси.
После того, как власти стали выпускать вайшнавов из тюрем, в городе начались и «нормальные харинамы». Вскоре харинамы зазвучали на Арбате. Одними из первых арбатских киртаний были Вакта Прабху и его супруга поэтесса Премавати. Садананда Прабху и также знаменитая матушка Ягья, фотография которой, наставляющей представителя полиции с высоко поднятым указательным пальшем, облетела весь мир. В тот момент, как она сама расказывала, она запела махамантру «Харе Кришна», вставив ее в куплет знаменитого советского марша «Утро красит нежным цветом» https://www.youtube.com/watch?v=t892M-wR3uQ
Затем харинамы на Арбате организовывали разные вайшнавы. На моей памяти в 90-е годы харинамы организовывали Ягьябхук Прабху, Иджья Прабху, Экачакра Прабху, Сулочана Прабху (не пуджари), Сундара Мадхава Прабху, Агнидев Прабху, Вриндапати Прабху.
В 2001 году меня попросили продолжить это служение. Каким-то невероятным образом мне удалось продолжать заниматься развитием харинам в Москве до наших дней. Переезд храма с Беговой на «Динамо» в 2004 году еще раз опустошил московскую общину практически до нуля. В течении года на воскресную программу в храм на «Динамо», в алтарную размером 15×12 метров, приезжало не более 15 человек. Где-то году в 2005 Джанмаштами проводилось в зале на 400 человек на метро «Спортивная». Я пел заключительный киртан в полузаполненном зале. Но так или иначе обшина продолжала жить и харинамы продолжались.
Мы также активно развивали бхакти-врикшу и постепенно община стала рости и крепнуть. Где-то в 2006 году Мукунда Мурари Прабху организовал вторую харинаму на Пушкинской площади, и до 2008 года в Москве проходило две харинамы: одна на Арбате, а другая на Пушкинской площади. И до 2012 года в Москве действовала одна группа на Арбате по субботам. В начале 2012 года в связи с появлением политической оппозиции полиция попросила нас харинамы в Москве не проводить, и как раз в это время я вынужден был уехать в Волжский, чтобы позаботиться о своей уходящей маме. В начале 2013 года в период моего отсутствия Сундара Говинда взялся организовывать зимние харинамы в парке Горького, и у него это очень неплохо получилось.
Весной 2013 года, по моему возвращению в Москву, сама администрация задала нам вопрос о причине нашего отсутствия на Арбате, и тогда в Москве стали действовать опять две группы харинам. Насколько мне помнится, в 2014 году матаджи Ананда Кирти (Настя Родичева) начала харинамы в одном из московских парков, а затем она стала перемещаться ближе к Киевскому вокзалу. Когда они научились красиво одевать сари и танцевать, они стали петь на Кузнецком мосту. Следующим подключился Шривас Пандит, один из лидеров нашего округа бхакти-врикш. В 2016 году появился Джанардана Прабху. А в этом году начали действовать группы Даяла Нрисимхи и Гауры Дживаны. Вот краткая предыстория современных харинам.
В связи с этим нам стало понятно, что мы просто последователи тех героических вайшнавов, действовавших до нас. А после нас найдутся те, кто достойно подхватит эту эстафету. Наше сердце переполняет чувство своей незначительности и великой благодарности к этим вайшнавам, подготовившим для нас почву для нашего беспрепятственного развития.
Ждем и вас на харинаму!
Ваш Кришнадас Кавирадж дас